Start   Плюшки    Салаты   Заказать рекламу  

Поминки Википедия

сервировка стола горячительными напитками

II. ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ

НАРОД И ИСТОРИЯ

1. У царя руки долги

Погибоша, аки обры1.
Добрыня окрести мечом, Путята — огнем2.
Дмитрий и Борис за город подрались3.
Новгород, Новгород, а постарше старшего4.
Пусто, словно Мамай прошел.
Из Волхова воды не выпити, во Новгороде людей не выбити.
Кто против Бога и Великого Новгорода?
Новгород судится своим судом.
Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали.
Справится дело и без Новгорода.
Царство разделится — скоро разорится5.
Близ царя — близ смерти.
Бывало было: и бояре волком выли.
Коли худ князь, то князя в грязь.
Царские милости в боярское решето сеются.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день6!
Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет.
Зарекался мужик на Юрьев день радеть о барском добре.
Лучше грозный царь, чем семибоярщина7.
Невелик городок, да семь воевод.
У одной овечки да семь пастухов.
Пропал как швед под Полтавой8.
Временщики родом невелики, да недолговечны.
Был неопален9, а из Москвы вышел опален.
Голодный француз и вороне рад.
На француза и вилы — ружье.
Отогрелся в Москве, да замерз на Березине.
Приехал Кутузов бить французов.
Сам себя сжег француз, сам и поморозил.
Француз боек, да русский стоек.

БОГАТСТВО, БЕДНОСТЬ, ГОЛОД

2. Богат — да крив, беден — да прям

А богатый и на золото слезы льет.
Аль я виновата, что рубаха дыровата?
Бедный часто озирается, хоть и не его кличут.
Бедному жениться — и ночь коротка.
Бедному зятю и тесть не рад.
Бедному кусок — за целый ломоток.
Бедность и мудрого смиряет.
Бедность не грех, а до греха доводит.
Бедность не порок, а без шубы холодно.
Бедность не порок, а вдвое хуже.
Бедность плачет, богатство скачет.
Бедный молодец честью богат.
Бить-бранить есть кому, а кормить некому.
Богат ждет пакости, а убог — радости.
Богат дивится: чем голь живится?
Богат Мирошка, а животов10 — собака да кошка.
Богат силен мошно́й; а рак — клешней.
Богат стал: вместо лаковых сапог надел липовые11.
Богат творит как хочет, а убог — как может.
Богатого, хоть дурака, всяк почитает.
Богато живут — с плота воду пьют.
Богатого и вчуже знают, убогий и в своих невидим.
Богатого ложка ковшом, убогого ложка веселком.
Богатого по отчеству, убогого по прозвищу.
Богатому жаль корабля, а бедному — кошеля.
Богатому и в раю тесно.
Богатому не спится: богатый вора боится.
Богатому ни правды, ни дружбы не знавать.
Богатство добыть — и братство забыть.
Богатство на час, а бедность до веку.
Богатство с деньгами, голь с весельем.
Богатство — скор путь во зло.
Богатство — спеси родня.
Богатство ум рождает, а бедность последний отнимает.
Богатство человека от смерти не избавит.
Богатством ума не купишь.
Богаты — так здравствуйте, а убоги — так прощайте!
Богатые раньше нас встали да все и расхватали.
Богатый бедного не разумеет.
Богатый бедному не брат.
Богатый врет — никто его не уймет.
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Богатый — как хочет, а бедный — как может.
Богатый совести не купит, а свою погубит.
Богатый — что бык рогатый: в тесные ворота не влезет.
Богачу — красть, а бедному — божиться.
Бос лаптей не износит.
Брюхо болит — на краюху глядит.
Брюхо не гусли, не евши — не уснет.
Будешь богат, будешь и скуп.
Буду богат, буду рогат: кого захочу, того и забодаю.
Бывали у вороны большие хоромы, а ныне и кола нет.
Был бы горшок, да было б в горшке, а покрышку найдем.
Была шуба — в шубе хаживал; нет шубы — шубу нашивал.
Было житье — еда да питье; ныне житья — ни еды, ни питья.
Быть Пахому такому — ходить ему нагому.
Бьется как рыба об лед.
В деревне пашут, да мякинный хлеб едят.
В долгах — что в репьях.
В долгу — как в шелку.
В мужицком брюхе и долото сгниет.
В одном кармане — вошь на аркане, в другом — блоха на цепи.
В семи дворах один топор.
В чем в пир, в том и в мир.
В чем в торг по мыло, в том и в лес по лыко.
В чем к обедне, в том и по сельди.
Вам смех, а у нас и в лаптях снег.
Велик карман, да пуст.
Вертись как береста на огне.
Взаймы не брав, хоть гол — да прав.
Вода не замутит живота.
Возьмешь лычко, а отдашь веревочку.
Все едино: что хлеб, что мякина.
Всей одежи: две рогожи да куль праздничный.
Выгони голод на холод.
Вышла нужда на мороз.
Где голод, там и холод.
Где нас нет, там по две милостыни дают, а где мы — ни по одной.
Глядя на лес, не вырастешь, а смотря на людей, богат не будешь.
Гол, да не вор, беден, да честен.
Гол — как лукошко, бос — как гусь.
Гол — как осиновый кол.
Голо, голо, а луковица во щи есть.
Голод живота не пучит, а легко ходить научит.
Голод и волка из лесу выгонит.
Голод морит, по свету гонит.
Голод не сосед — от него не уйдешь.
Голод — не тетка, мороз — не свой брат.
Голод не тетка — пирожка не сунет.
Голоден при хлебе не будешь.
Голодного песнями не насытишь.
Голодной курице все просо снится.
Голодному и опята — мясо.
Голодному Федоту и репка в охоту.
Голодному хлеб и во сне видится.
Голодный волк сильнее сытой собаки.
Голодный — и патриарх хлеб украдет.
Голодный откусил бы и от камня.
Голодный поле перейдет, а наг — ни с места.
Голодный праздников не считает.
Голодный разбоя не боится.
Голытьба, голытьба, а подворотня решетчатая.
Голь мудрена, нужда вежлива: на улице трясется, а в избу нейдет.
Голь о голь, как рыба об лед.
Голь перекатная.
Голь хитра, голь мудрена, голь на выдумки горазда.
Горе наше, что без масла каша.
Горек обед без хлеба.
Горюет Фома, что пустая у него сума.
Гущу люблю пуще, а жижу я и дома вижу.
День не варим, два не варим, день погодим — да опять не варим.
Для просьбы бедного у богатого уши глухи.
Долго ли нагому собраться — только подпоясаться.
Дорог хлеб, коли денег нет.
Достаток — мать, убожество — мачеха.
Досыта не накормим, а с голоду не уморим.
Его собаки овсянку ели, а наши на них через тын глядели.
Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил.
Есть добра: баня стара да рубаха рвана.
Есть молоко, да достать далеко.
Ешь щи с мясом, а нет — так хлеб с квасом.
Еще тот не наг, кто лыком перевязан.
Еще ты не сидел у воды без хлеба.
Живем богато — со двора покато: чего не хватись, за всем в люди покатись.
Живем — хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.
Живем хорошо: горя у людей не занимаем.
Живем хорошо: два кваса наладили, один как вода, другой еще пожиже.
Живет кошка, живет собака, да какая жизнь?
Тому живется, у кого денежка ведется.
Жилья — с локоток, а житья — с ноготок.
Жить весело, да есть нечего.
За богатым не угонишься.
За душою нет ни полушки.
Зубы есть, да нечего есть.
И кафтан греет, когда шубы нет.
И мы видали, как бояре едали.
И то бывало, что и мы кашу едали, а ныне — и тюря
в честь.
И то смешно, что в животе тощо.
И хило, и гнило, да лишь бы было.
Из хомута — в ярмо.
Из худого кармана и последний грош валится.
К босому за сапогами пошел.
Кабы знать да ведать, где нынче обедать.
Казна — первый обидчик.
Казна с голоду не уморит, да и досыта не накормит.
Как беззобая курица — все голоден.
Как небогат, так и копейке рад.
Как нищий волочится.
Кафтан-то новый, да дыры-то старые.
Каша не наша, котел не свой.
Кашица постная, да еще и без круп.
Князья в платье и бояре в платье, будет платье и на нашей братье.
Коли дома не пекут, так и в людях не дадут.
Кто в камке, кто в парче, а мы в холсту — по тому ж мосту.
Кто нужды не видал, тот и счастья не знает.
Куда нам — с посконным рылом да в суконный ряд!
Купил бы сала, да денег не стало.
Купил от кренделя дырочку.
Кур пасти — добра не обрести.
Лавка бела, да изба гола.
Лапти плесть — однова в день есть.
Лиха беда кафтан нажить, а рубаху и дома сошьют.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Медной посуды — крест да пуговица, рогатой скотины —таракан да жужелица.
Мертвый да богатый не бывает виноватый.
Много приданого: шуба, да кафтан, да рубаха по пятам.
Много ржи, да все лебеда.
Мошна туга — всяк ей слуга.
Мужик богатый — гребет деньги лопатой.
Мужик богатый — как бык рогатый.
Мужик-то гол, да в руках у него кол: есть надежда, что будет и одежда.
На бедного везде каплет.
На бедного Макара и шишки валятся.
На бедняка и кадило чадит.
На босую ногу всякий башмак впору.
На обед — хлеб с солью да водица с голью; на ужин горе наше — ржаная каша, а поел бы и такой, да нет никакой.
На обглоданную кость и сорока не падка.
На пустое брюхо всякая ноша тяжела.
На рогоже сидя, о соболях не рассуждают.
Научат добрые люди решетом воду носить.
Не бойся того поста, когда в закромах нет пуста, страшен и мясоед, когда в амбаре хлеба нет.
Не все с мясом, ино и с квасом.
Не все с припасом, поживешь и с квасом, а порой — 
и с водой.
Не дал Бог ума, найдется сума.
Не до жиру, быть бы живу.
Не замесишь густо, как в амбаре пусто.
Не о том говорят, что много едят, а о том говорят, что негде взять.
Не поужинавши — легче, а поужинавши — лучше.
Не радостен чужой обед, как своего дома нет.
Не рука крестьянскому сыну калачики есть.
Не с добра волости встают.
Не то беда, что во ржи лебеда, а то беда, как ни ржи, ни лебеды.
Не тужи, что мочальные гужи: ременные — да и те рвутся.
Некуда головы приклонить.
Ни дров, ни лучины — живем без кручины.
Ни кола, ни вола, ни села, ни двора, ни мила живота12, ни образа13 помолиться, ни хлеба, чем подавиться, ни ножа, чем зарезаться.
Ни кола, ни двора, ни куриного пера.
Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было.
Ничего-то и у нас припасено.
Нищему нет друга.
Нужда обеты переступает.
Нужда заставит и коваля сапоги строчить, и коновала быть лекарем.
Нужда красно бает.
Нужда научит калачи печь.
Нужда не ждет поры.
Нужда свой закон пишет.
Нужда учит, а барщина мучит.
Ныне натощак, завтра натощак — ан и корову со двора тащат.
Ныне толокно, завтра толокно; да как всякий день одно, так прискучит оно.
Овцу стригут, баран дрожит.
Одна хата — и та без крыши.
От крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат.
От нужды умнеют, от богатства жиреют.
Отец мой жил неровно: хлеб есть, так соли нет, соль есть, так хлеба нет.
По бедному Захару всякая щепа бьет.
Привыкает корова и ко ржаной соломе.
Привяжется сума — откажется родня.
Прочили на семена, а съели до зерна.
Разума много, да денег нет.
Рыбак-то рыбак, да без невода-то как?
С погляденья сыт не будешь.
Совсем бы чай пить: вода и угли есть, только чаю да сахару нет.
Только и есть, что кнут да хомут.
Только и посуды, что сучки в бревнах.
Только что концы с концами сводим.
Тот и умен, кто богато наряжен.
Тужить тому по лету, у кого шубы нету.
У бедной вдовы ни дров, ни воды.
У бедности дыр много.
У богатого богатины пива-меду много, да с камнем бы его в воду.
У богатого гумна и свинья умна.
У кого ничего, а у нас пуще того.
У нашего Андрюшки нет ни полушки.
У нашего Власа ни костей, ни мяса.
У него в доме нечем собаки заманить.
У него в доме ни удавиться, ни зарезаться нечем.
Хлеб с солью да водица голью.

ВОЛЯ, НЕВОЛЯ

3.  Вольный свет на волю дан

Аркан — не таракан: зубов нет, а шею ест.
Беглому — в поле воля.
Беглому одна дорога, а погонщику — сто.
Боле воли — хуже доля.
Была бы шея, а хомут найдется.
В каменном мешке14, а выдумка вольна.
В поле воля: кто в поле съезжается, родом не считается.
В чистом поле четыре воли: хоть туда, хоть сюда, хоть инаково.
В тюрьму широка дорога, а из тюрьмы тесна.
Ваша воля, а и мне есть доля.
Вольному воля, ходячему путь, а лежачему кнут.
Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
Воля велика, да тюрьма крепка.
Воля лучше золотой клетки.
Воля неволю одолеет.
И золотые удила коню не милы.
И медведь в неволе пляшет.
И собака с цепи срывается, и люди цепи рвут.
И тюрьма — дом, да бесчестно жить в нем.
Кляп не калач — не пережуешь.
Кнут не Бог, а правду сыщет.
Крепка рать воеводою, тюрьма огородою.
Наступи на горло, да по доброй воле.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая ветка.
Не охоч медведь плясать, да губу теребят.
Не стерпела душа — на простор пошла.
Не уедно, да улежно; не корыстно, да вольно.
Неволя и сама неволит.
Неволя крушит, а воля губит.
Неволя, неволя — боярский двор: ходя наешься, стоя вы­спишься.
Неволя скачет, неволя пляшет, неволя песни поет.
Неволя стоит до воли.
Отвага мед пьет и кандалы трет.
Своя воля всего дороже.
Своя воля — царя боле.
У беглого дорогу не спрашивают.
У коня овса без выгребу, а он рвется на волю.
Цвет в поле — человек на воле.

КРЕСТЬЯНЕ О БАРАХ

4. Барин за барина, мужик за мужика

Баре — грош пара.
Барам — бархат да кружева, а нашему брату — ни обуто, ни одето, ни ложкой задето.
Барин в поле полюет, мужик в поле горюет.
Барин говорит горлом, мужик — горбом.
Барину — телятина жарена, а мужику — хлебушка краюха да в ухо.
Барская ласка — до порога.
Барская милость — кисельная сытость.
Барская хворь — мужицкое здоровье.
Барский двор — хуже петли.
Барский приказчик и в лохани указчик.
Бары дерутся, а у холопов чубы болят.
Бары — те крупитчаты да сдобные; мужики — ржаные да с закалом.
Белые ручки чужие труды любят.
Боярин и в рубище не брат.
Было у Мокея четыре лакея, а ныне Мокей сам лакей.
В те поры холопу время, когда господину безвременье.
Велик боярин — свинья на болоте.
Воевода приедет — и калачи привезут.
Воевода хоть не стоит и лыка, да ставь его велико.
Воеводой быть — без меду не жить.
Всякий барин свою милость хвалит, а нашу услугу ни во что не ставит.
Вчера Макар гряды копал, ныне Макар в воеводы попал.
Голь гольянский — сын дворянский.
Господской работы не переработать.
Дать слово — дело дворянское; помнить слово — дело крестьянское.
Дворянином жить не можется, а смердом быть не хочется.
До царя далеко, до Бога высоко.
До царя дойти — голову снести.
Душа — Божья, голова — царская, спина — боярская.
Жизнь — барину, попу да серому коту.
Жнет, где не сеял, а собирает, где не расточал.
И барин в неволе — у прихотей своих.
И по рылу знать, что не простых свиней.
Из грязи — да в князи.
Как лапотника не станет, так и бархатник не встанет.
Коль мужик сыт — барин ночь не спит.
Конь любит овес, а воевода принос.
Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку.
Лошадь любит овес, земля — навоз, а воевода — принос.
Мужицкими мозолями баре сыто живут.
На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не черт съел.
Наказал Бог народ — наслал воевод.
Не ведает царь, что делает псарь.
Не ешь с барином вишен — косточками закидает.
Не куплен — не холоп, не закабален — не работник.
Не рожден — не сын, а не куплен — не холоп.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Одни народ доят, другие за рога держат.
Пропали наши головы за боярами голыми.
Раб госпоже — что мед на ноже.
Слуга барину не товарищ.
Слуги в шелках, а бары в долгах.
Утиного зоба не накормишь, а господского кармана не наполнишь.
Хвали рожь в стогу, а барина — в гробу.
Хоромы кривые, сени лубяные, слуги босые, собаки борзые.
Хоть дрянь, да из хороших дворян.
Хоть лыком шит, да барин.
Я вашец, ты вашец, а кто же хлеба пашец?

ЗАКОН, СУД, ВЛАСТЬ, ЧИНОВНИКИ

5. Беззаконным закон не писан

А где слыхано — на вербе груша? А где видано — приказный добрый человек?
Бог любит праведника, а судья — ябедника.
Бог сотворил два зла: приказного и козла.
В земле — черви, в воде — черти, в лесу — сучки, в суде — крючки: куда уйти?
В суд поди — и кошелек неси.
В суд ногой — в карман рукой.
Где закон, там и обида.
Где закон, там и страх.
Где клятва, там и преступление.
Где суд, туда и несут.
Где суд, тут и неправда.
Дари судью, так не посадят в тюрьму.
Дьяк у места — что кошка у теста.
Жалеть писцу бумажки — не нажить ему рубашки.
За перо возьмется — у мужика мошна и борода трясется.
Закон — дышло, куда захочешь, туда и воротишь.
Закон — что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.
Законы — миротворцы, да законники — крючкотворцы.
Золотой ключик все двери открывает.
Казенная палата от мужиков богата.
Казна на поживу дана.
Казна — не убогая вдова: ее не оберешь.
Карман сух, так и судья глух.
Кто законы пишет, тот их ломает.
Кто подьячего обманет, тот двух дней не проживет.
Лошадь любит овес, а судья принос.
Маленький чиновник хуже лихорадки.
Не бойся вечных мук, а бойся судейских рук.
Не бойся закона, бойся судьи.
Не всяк судит по праву, иной и по криву.
Не подмажешь — не поедешь.
Не судись: лапоть дороже сапога станет.
От вора дубинкой, от приказного полтинкой.
Откладывать в долгий ящик.
Перо в суде — что топор в лесу: что захотел, то и вырубил.
Перо страшно не у гусака, а у дьяка.
Писари пируют, а мужики горюют.
Подьяческий карман — что утиный зоб: не набьешь.
Подьячий любит пирог горячий.
Подьячим и на том свете хорошо: умрет — прямо в дьяволы.
Поп ждет богатого, а судья тароватого.
Поп ждет покойника, а судья разбойника.
Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом.
С казною не судись.
Сила закон ломит.
Стали щуке грозить: хотят щуку в озере утопить.
Суди, суди, да за пазушку гляди.
Судьям то и полезно, что в карман полезло.
Сухая ложка рот дерет.
То-то и закон, как судья знаком.
Тяжба — петля, суд — виселица.
Тяжбу завел — стал гол как сокол.
У огня быть, да рук не согреть?
Шемякин суд.

БОГ, ЧЕРТ

6. Бог-то Бог, да и сам не будь плох

Без Бога шире дорога.
Бей челом ниже: до неба высоко, до лица земля ближе.
Бес легок на помине.
Бог Богом, а люди людьми.
Бог-то Бог, а не будь сам плох.
Бог не велит хвостом шевелить, а только кончиком.
Бог правду видит, да не скоро скажет.
Бог рассудит, да не скоро скажет.
Бог сирот любит, да воли не дает.
Бог — что захочет, человек — что сможет.
Богу молись, а добра ума держись.
Богу молись, а к берегу гребись.
Богу молись, крепись, да за соху держись.
Будешь плох — не даст и Бог.
Было бы что поесть, то и Бог пропитает.
Вози навоз — не ленись, так хоть и Богу не молись.
Вот тебе, Боже, что нам негоже.
Где страх, там и Бог.
Где человек не сможет, там и Бог не поможет.
Гуляй, черти, пока Бог спит.
Густо кадишь — святых чадишь.
Деньгá попа купит и Бога обманет.
Каков Бог, такова ему и свеча.
Какова вера, таков у ней Бог.
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
На Бога надейся, а сам не плошай.
Не тому Богу попы наши молятся.
Нечего тому Богу молиться, кой не милует.
Никто беса не видит, а всяк его ругает.
Ох, ведает Бог, отчего живот засох.
Панкрат лезет на небо, а черт тянет за ноги.
Пошли, Боже, с неба, что нам треба: сала и хлеба.
Раем не прельщай, адом не стращай.
Святой Боже пахать не поможет.
Святые хлебом не накормят.
Стоит ад попами, дьяками да неправедными судьями.
Только ангелы с неба не просят хлеба.
У попа товар — ад да рай, что хочешь, то и выбирай.
Утаи, Бог, так, чтобы и черт не узнал.
Хоть Лазаря пой, хоть волком вой.
Хотя молебен отпет, да пользы нет.
Что Богу дали, то уже потеряли.

ЦЕРКОВЬ, СЛУЖИТЕЛИ ЦЕРКВИ

7. Поп да Бог — пока разум плох

Алтарю служить — от алтаря и жить.
Аминем квашни не замесишь: молитву твори, да муку клади.
Аминем лихого не избудешь.
Безмен — не попова душа, не обманет.
Боек, каналья: весь в поповский род пошел.
Будешь на том свете попа в решете возить.
В поповский карман с головой спрячешься.
Волк волком не травится, поп попом не судится.
Волчья пасть да поповские глаза — ненасытная яма.
Всякий поп по-своему поет.
Всякий поп свою обедню служит.
Глупого попа и в алтаре бьют.
Голосом завывает, а сердцем пирога поджидает.
Дан попу колокол: хоть звони, хоть об угол колоти.
Деньгá попа купит и Бога обманет.
Дерет коза лозу, а волк козу, а мужик вола, а поп мужика,
а попа приказный, а приказного черт.
Дьякон, дьякон, не все бы ты вякал!
Ешь, медведь, попа и барина — оба ненадобны.
Житье — как попадье за попом.
За деньги и поп в алтаре пляшет.
За попом — так не княгиня.
Завистлив — что поповские глаза.
Заглазно и архиерея бранят.
Начал за здравие, а свел за упокой.
Звони, поп, в колокол, чтобы попадья не спала.
Знает и крестьянин, что поп не боярин.
Знай попа, Маланья, носи почаще поминанья.
И дьячка сеном не кормят.
И корова попова смотрит быком.
Из поповского рукава семеро штанов выходит.
Из тех чинов, что дрались из-за блинов.
Кабы нашей попадье да попова борода, то давно бы благочинным была.
Каков пастырь, таковы и овцы.
Каков поп Савва, такова о нем и слава.
Каков поп, таков и приход.
Каков поп, таково и благословенье.
Коли поп Сеньку не обманет, так и Сенька попу правды не скажет.
Кому мертвец, а попу товарец.
Лучшую мерлушку попу на опушку.
Людское горе попов кормит.
Мужик лишь пиво заварил, а уж поп с ведром.
Мужик плачет, а поп пляшет.
На поминки идет, пузо из семи овчин шьет.
Наша попадья — что широкая ладья.
Не бывать холопу в попах, а попу в холопах.
Не грози попу кадилом: им же кормится.
Не евши, не пивши и поп помрет.
Не наше дело — попово; не нашего попа — чужого.
Не пойдешь в звонари — не попадешь и в пономари.
Не страшно жениться — страшно к попу приступиться.
Один свечку, другой свечку, а попу на овечку.
От вора отобьюсь, от приказного откуплюсь, от попа не отмолюсь.
От попа не уйдешь — похоронит.
Отзвонил — да и с колокольни долой.
По бороде хоть в рай, а по делам — ай-ай!
Повадишься к вечерне — не хуже харчевни: сегодня свеча, завтра свеча — ан и шуба с плеча.
Поп да Бог — пока разум плох, а с ясным умом и без них проживем.
Поп да петух и не евши поют.
Поп и рай за деньги продавал.
Поп попа хает, а глазом мигает.
Поп с кадилом, а черт с рогатиной.
Поп — свое, а черт — свое.
Поп со двора, пономари в колокола.
Поп — толоконный лоб.
Поп — что клоп, тоже людскую кровь пьет.
Попа да дурака в передний угол сажают.
Попа и в рогоже знать.
Попадья лукавая — змея семиглавая.
Попов ругать — и слов не подобрать.
Попу да вору дай хоть золота гору, им все мало.
Попы и черти — одной шерсти.
Попы поют над мертвыми, комары над живыми.
Пьяный Тит псалмы твердит.
Родись, крестись, женись, умирай — за все попу деньги подавай.
Ряса просит мяса.
С попами хлеб-соль не води, только встреть да проводи.
С попом водиться — что в крапиву садиться.
С попом и чертом драться не будешь.
Сидеть попу на погосте, когда не зовут в гости.
Скоморох попу не товарищ.
Собака и на владыку лает.
Сыт пономарь — и попу подает.
Торопится, как поповна замуж.
Требник — поповский хлебник.
Три попа, а заросла в церковь тропа.
Ты батюшке печаль свою, а он у тебя деньгу твою.
У всякого попишки свои делишки.
У попа брюхо легче пуха — на свадьбе поел, на поминки полетел.
У попа глаза завидущие, руки загребущие.
У попа глаза шире брюха.
У попа — да захотел ты кутьи.
Умен, как поп Семен: книги продал да карты купил.
Умному попу лишь кукиш покажи, а уж он и знает, какой грех.
Хорошо попам да поповичам: зовут и пироги дают.
Хоть ладаном надымить, только б деньгу добыть.
Чем черт попа хуже — оба одному служат.
Черт попу не товарищ.
Что поп, что кот — не поворча, не съест.
Чьих ворот минуешь, а поповских не миновать.
Я не архиерейский зять, с меня нечего взять.
Я про попа, а он про попову дочку.

МОНАСТЫРЬ, МОНАХИ

8. Жил в клобуке, а умер в кабаке

В лавре — что на ярмарке: все за деньги найдешь.
В чужой монастырь со своим уставом не ходи.
Довела голова до черна клобука.
За деньги и ленивый монах молебен пропоет.
За компанию и монах женился.
За что игумен, за то и братья.
Зачем нам в рай, нам бы сладкий чай.
И черт под старость в монахи пошел.
Игумен за чарку, а братья за ковши.
Инок в церковь идет — о милой думает, инок в трапезную ковыляет — о рюмочке помышляет.
Монастырщина — что барщина.
Монах не кот: молока не пьет, а от винца не прочь.
Монах мастер и стоя спать.
Монах не баба, а в солдаты не берут.
Монах с Христом собирает, а с дьяволом пропивает.
Нашел чернец клобук — не скачет, а потерял — не плачет.
Не всем чернецам в игумнах быть.
Не всякий в старцы стрижется для Иисуса, иной и для хлеба куса.

СОЛДАТСКАЯ СЛУЖБА

9. Веселое горе — солдатская жизнь

Не довернешься — бьют и перевернешься — бьют.
Воевать — так не горевать, а горевать — так не воевать.
Без смелости не возьмешь крепости.
Бей врага — не жалей батога.
В нашей волости три болезни: рекрутство, подати да земщина.
В нашем полку нет толку: кто раньше встал да палку взял, тот и капрал.
В спину бьют, как полосу куют.
Верно служу — ни по чем не тужу.
Воевал молодой, а под старость — отпустили домой.
Воин: сидит под кустом да воет.
Где коза прошла, там и солдат пройдет.
Где тесно, там-то солдату и место.
Грозен враг за горами, а еще грознее за плечами.
Дай Бог ему быть полковником, только не в нашем полку.
Один воин десять рот водит.
Еще бы воевал, да пищаль потерял.
Из лука — не мы, из пищали — не мы; а зубы поскалить, язык почесать — против нас не сыскать.
Казак без коня — что солдат без ружья.
На войне рать крепка воеводою.
Не будешь покойник — будешь полковник.
Не пуля, а человек человека из ружья убивает.
Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.

 1 В Древней Руси обрами называли воинственные племена авар, подчинивших себе в VI—VII вв. земли от Кавказа до Эльбы; впоследствии авары были разгромлены и исчезли, ассимилировавшись с народами Западного Причерноморья и Подунавья.
 2 Пословица возникла как отклик на введение христианства в древнем Новгороде; князь Владимир Святославович послал Добрыню и Путяту в Новгород для проведения крещения; не сумев убедить новгородцев креститься по собственному желанию, они прибегли к военным действиям.
 3 Пословица отражает раздробленность Древней Руси; в борьбе за власть удельные князья спорили, воевали между собой, чем ослабляли обороноспособность государства; в пословице, очевидно, идет речь о двух князьях — братьях Борисе Константиновиче и Дмитрии Константиновиче, враждовавших между собой из-за Нижнего Новгорода (XIV в.).
 4 Эта и ряд последующих пословиц возникли в Новгороде во времена его расцвета, соперничества с Киевом, неповиновения Москве; в конце XV в. он потерял свою самоcтоятельность и вошел в состав централизованного Русского государства.
 5 Эта и ряд следующих пословиц отражают процесс объединения русских земель вокруг Москвы, показывают отношение народа как к царю, так и к боярам.
 6 Эта и две последующие пословицы свидетельствуют о закрепощении крестьян после 1581 г., когда Иван Грозный запретил им переход от одного помещика к другому в Юрьев день (26 ноября по старому стилю).
 7 Эта и две последующие пословицы возникли в начале XVII в., когда в июле 1610 г. после свержения царя Василия Шуйского образовалось правительство, проводившее изменническую политику по отношению к Русскому государству, фактически отдавшее страну в порабощение Польше; этот период (до освобождения Москвы Мининым и Пожарским) народ прозвал «семибоярщиной».
 8 Эта и последующие пословицы рассказывают о событиях XVIII—XIX вв. (битва под Полтавой, события Отечественной войны 1812 г. и др.).
 9 Наполеон.
 10 Здесь: богатства.
 11 Т. е. лапти.
 12 Здесь: богатства.
 13 Здесь: иконы.
 14 Т. е. в тюрьме.

Источник: http://www.prosv.ru/ebooks/lib/2_Poslovici/2.html


Так же по теме

Транскрипция слова pizza
Семя льна для похудения рецепт
Заливная рыба морской окунь рецепт
Ваше имя:
Комментарий: