Start   Лапша    Тещин   Заказать рекламу  

Диссертация на тему «Правовое государство, права и свободы

Образ государства как предмет политического дискурс-анализа

Содержание

Содержание

Введение...2

Глава 1. Характеристика взаимосвязи правового государства и основных прав и свобод человека...12

§ 1. Понятие и особенности взаимосвязи правового государства и основных прав и свобод человека...12

§ 2. Правовое государство как связанность государства с правом, основными правами и свободами человека...35

§ 3. Место основных прав и свобод человека в правовой системе...58

Глава 2. Роль правового государства в сфере соблюдения принципов, гарантий и механизма реализации основных прав и свобод человека...80

§ 1. Правовое государство и соблюдение принципов правового статуса человека...80

§ 2. Роль правового государства в соблюдении гарантий основных прав и свобод человека...111

§ 3. Роль правового государства в сфере соблюдения механизма реализации основных прав и свобод человека...136

Заключение...169

Список нормативных актов и литературы...191

Введение

Актуальность темы исследования. В современной концепции основных прав и свобод человека и гражданина, воплотившейся в ныне действующем Основном законе Российской Федерации, определяющее место принадлежит правовому государству, юридически гарантируется государственная, прежде всего судебная, защита прав и свобод человека и гражданина. Подчеркивается признание и гарантия прав и свобод согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также содержится важное положение о том, что непосредственно действующие права и свободы'человека и гражданина определяют как смысл, содержание и применение законов, так и деятельность органов законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Однако, при всем этом тесная взаимосвязь государства с основными правами и свободами, их взаимообусловливающие отношения и зависимости остаются не в полной мере исследованными и осознанными. Более того, распространены суждения, исходящие из представления о несовместимости основных прав и свобод с государством как таковым.

В то же время условия переходного периода к новому общественному строю и к новой эпохе, как никогда ранее, требуют осмысления проблем соотношения и взаимодействия российского государства, становящегося в процессе такого перехода правовым, с одной стороны, и прав и свобод человека, с другой, под углом зрения происходящего в переходный период органического соединения универсальных, общечеловеческих ценностей с выдержавшими испытание временем исконными российскими ценностями. В этом контексте проблемы правового государства и основных прав и свобод человека представляют особую актуальность с позиций современной юридической теории и практики.

Необходимо отметить, что в теории государства и права проблемы взаимодействия правового государства с правами и свободами человека и гражданина разрабатываются в трудах С.С. Алексеева, Н.В. Витрука,

В.А. Карташкина, Д.А. Керимова, Е.А. Лукашевой, В.В. Лазарева, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, А.С. Пиголкина, Т.Н. Радько, В.М. Савицкого, Н.Я. Соколова, B.C. Чиркина, Т.М. Шамбы, B.C. Шевцова, Л.С. Явича и других1.

Однако отдельных монографических исследований проблем деятельности правового государства в сфере реализации основных прав и свобод человека на современном этапе мало. В опубликованных работах недостаточно освещаются понятие и особенности правового государства и основных прав и свобод человека на современном этапе, проблемы механизма взаимосвязи правового государства и указанных прав и свобод, места прав и свобод человека в правовой системе российского общества. Требует дальнейшего исследования проблема повышения роли правового государства в соблюдении гарантий основных прав и свобод человека, совершенствование системы реализации последних, а также проблема улучшения деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в деле построения правового государства и соблюдения основных прав и свобод человека. Эти и другие обстоятельства и обусловили актуальность и выбор темы диссертационного исследования.

Объект данного исследования - это совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности правового государства по реализации основных прав и свобод человека в российском обществе.

Предметом исследования является особенность, состояние и перспективы деятельности правового государства в области реализации основных прав и свобод человека в Российской Федерации.

1 См., напр.: Керимов Д.А. О будущем отечественной юридической науки и образования // Глобализационные процессы в сфере права: проблемы правового развития в России и СНГ. М, 2001. С. 18-23; Он же. Проблемы общей теории права и государства. Т. 2. Философия права. М., 2002; Он же. Проблемы общей теории права и государства. Т. 3. Правовое государство. М., 2003; Лукашева Е.А. Правовой статус человека и гражданина // Права человека. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 91-105; Она же. Права человека и правовое государство // Права человека. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 173-197; Мальцев Г.В. Познание права: от юридического позитивизма к новому пониманию права // Теория государства и права. М.: БЕК, 1995. С. 30-91; Нерсесянц B.C. Права человека в истории политико-правовой мысли // Права человека. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 35-91; Венгеров А.Б. Право и личность // Теория государства и права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. С. 207-227; Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски н решения. М.: НОРМА, 2001; Восстановление нарушенных прав граждан. Примеры правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в 2001 году. М.: Юриспруденция, 2002; Новая инициатива Уполномоченного // Вестник Уполномоченного по права человека в Российской Федерации. № 3. М., октябрь 2002. С. 120-121; Шевцов B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002; Он же. Право и судебная власть в Российской Федерации. М., 2003; Шудра О.В. Институт прав человека: международный стандарт// Институт прав человека в России. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1998. С. 8-17 и др.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексное исследование теоретических проблем деятельности правового государства в области реализации основных прав и свобод человека на современном этапе развития российского общества, в условиях обновления правовой системы Российской Федерации и ее подсистем, перевода российской юридической науки и практики в качественно новое состояние.

В связи с этим автор поставил перед собой следующие основные задачи: раскрыть понятие и особенности взаимосвязи правового государства и основных прав и свобод человека; изучить содержание связанности государства с правом, основными правами и свободами человека в Российской Федерации; охарактеризовать место основных прав и свобод в правовой системе общества; проанализировать деятельность правового государства и механизм соблюдения принципов правового статуса личности; исследовать роль правового государства в соблюдении гарантий основных прав и свобод человека; охарактеризовать роль правового государства в сфере соблюдения механизма реализации основных прав и свобод человека; исследовать роль Министерства юстиции Российской Федерации в деле построения правового государства и соблюдения указанных основных прав и свобод человека.

Методологическая основа исследования. В ходе проведения диссертационного исследования автором применялись общенаучные, теоретико-правовые и частнонаучные методы. В диссертации использовались методы системного, сравнительно-правового и юридико-технического анализа, а также исторический и социологический подходы. Диссертант, учитывая новейшие положения действующего законодательства, широко использовал теоретические исследования по проблемам правового государства и основных прав и свобод человека, труды ученых-юристов, философов, социологов, а также представителей других общественных наук.

Диссертация выполнена на основе анализа разнообразных источников по общей теории права и отраслевым юридическим наукам, философской, социологической и иной литературы. В работе также широко использована

иностранная юридическая литература по проблемам государства, права и основных прав и свобод человека.

Эмпирическую базу исследования составили постановления и решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, анализ практики судов Ямало-Ненецкого автономного округа, статистические данные по теме исследования.

Отдельные выводы диссертационного исследования автор использовал в своей практической работе заместителя начальника управления юстиции по Ямало-Ненецкому автономному округу и в работе старшего судебного пристава г. Салехарда.

Научная новизна исследования характеризуется всесторонним исследованием теоретических проблем деятельности правового государства в сфере соблюдения и основных прав и свобод человека в российском обществе, а также предпринятым комплексным анализом содержания ряда практических выводов и рекомендаций, сформулированных относительно рассматриваемых явлений, научных определений и понятий.

Основываясь на выводах науки теории государства и права и нормах действующего законодательства, уточнены положения теории правового государства и охарактеризован механизм правовой защиты основных прав и свобод человека в российском обществе на современном этапе, и, в частности, выработана система мер по действенной реализации основных прав и свобод, охарактеризована ее сущность, содержание и особенности в условиях реформирования системы и структуры управления современной России.

Теория прав человека охарактеризована как новое направление юридической науки, имеющая свой предмет, методы и задачи.

С точки зрения действующего законодательства обобщена практика деятельности системы государственных органов по реализации основных прав и свобод человека в российском обществе. Внесены предложения, касающиеся совершенствования правового обеспечения реализации указанных прав и свобод, улучшению их судебной защиты, а также организационно-правовых форм осуществления основных прав и свобод человека. Показана возрастающая

б

роль органов юстиции в деле построения правового государства и соблюдения основных прав и свобод человека.

На защиту выносятся следующие положения:

— В процессе анализа установлено, что в теории государства и права недостаточно исследована проблема понятия и особенностей взаимосвязи правового государства и основных прав и свобод человека. Основываясь на научных трудах, автор дает собственное определение взаимосвязи правового государства и указанных прав и свобод человека, которое понимается как объективные, вызванные жизнью взаимные связи и действия правового государства, направленные на установление, соблюдение и охрану основных прав и свобод человека и гражданина в демократическом гражданском обществе. При этом характеризуются особенности рассматриваемых взаимосвязей в свете сущности и признаков права, правового государства, юридических ценностей и требований при соблюдении прав человека;

- Развиты имеющиеся в теории государства и права представления о содержании связанности правового государства с правом, правами и свободами человека и гражданина. Обосновывается, что эта связанность объективна, прочна и целенаправленна, она позволяет охарактеризовать верховенство закона, в формальном и материальном смысле, а также исследовать специфику реализации основных прав и свобод (как высшей ценности) в современном российском обществе, включая и рамки их правового ограничения. Определены пути дальнейшего развития теории прав и свобод человека в России как новой системы человеческих знаний;

- Обосновано, что теория прав человека - это новое направление юридической науки и формирующаяся наука. Эта теория имеет свой предмет исследования (права человека), методы (философские, общенаучные, частнонаучные и др.) и принципы (законности, равенства, гуманизма и др.);

— Установлено, что основные права и свободы человека, как составные части правовой системы общества, реализуются в Российской

Федерации с нарушениями, и прежде всего при рассмотрении в судах обращений граждан; отдельные государственные органы и должностные лица не соблюдают при этом действующее законодательство, проявляют формализм и пренебрежение к основным правам и свободам человека. В связи с этим предложено: провести дополнительные научные исследования и выработать более действенный механизм контроля за соблюдением прав и свобод человека в Российской Федерации (через все структуры российского государства и международные органы); расширить содержание статей 1 и 2 Конституции Российской Федерации, более четко определив в них основные направления деятельности правового государства в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина; предлагаются меры по устранению выявленных недостатков;

— С комплексных позиций проанализирована роль правового государства в сфере соблюдения принципов и гарантий основных прав и свобод человека. Значительное место уделено анализу рассмотрения в судах дел граждан, в том числе в области приватизации государственной собственности, возмещения причиненного вреда; защиты прав и свобод, касающихся предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности граждан, частной жизни лица, получения квалифицированной правовой помощи и др. В связи с выявленными недостатками в деятельности различных государственных органов и должностных лиц разработаны специальные рекомендации по устранению этих недостатков. Указывается также на необходимость законодательного расширения компетенции судебных органов в области соблюдения принципов и гарантий прав и свобод человека. Предложено также расширить функции комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Федерального Собрания РФ, преобразовав его в комитет по законодательству, правам и свободам человека;

- Показана роль правового государства в формировании и соблюдении механизма реализации основных прав и свобод человека как единой целостной системы. Установлено, что этот механизм действует в

8

российском обществе с «перебоями», при этом допускаются многочисленные нарушения законов в исследуемой сфере. Исходя из проведенного анализа, в частности, даны рекомендации по устранению указанных нарушений и «перебоев» и предложено принять Закон о механизме реализации прав и свобод человека и гражданина и Положение Российской Федерации об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации. Одновременно предлагается обновить концепцию механизма реализации основных прав и свобод человека в свете проводимой административной реформы в России;

-Охарактеризована роль Министерства юстиции Российской Федерации в деле построения правового государства и соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина. При этом обосновано, что эта роль Минюста России должна в демократическом обществе с течением времени повышаться, и прежде всего в области правотворчества, соблюдения норм российского и международного права в местах лишения свободы, в области регистрации прав на имущество и сделок с ним, деятельности судебных приставов, оказания правовой помощи населению и правового воспитания граждан. Предлагается регулярно обобщать эти вопросы, рассматривать их на коллегиях Минюста и принимать по ним действенные решения, которые способствовали бы соблюдению прав и свобод человека в сфере деятельности органов юстиции и их организаций.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе положения, выводы и предложения, осмысление ряда актуальных вопросов правового государства и основных прав и свобод человека формируют необходимую базу для дальнейшего исследования теории прав человека как формирующейся юридической науки и при обосновании конкретных мер по совершенствованию деятельности органов российского государства в сфере соблюдения основных прав и свобод человека. Они могут быть использованы в практической деятельности государственных органов Российской Федерации и других государств и, в частности, в области

совершенствования законодательства, регулирующего различные аспекты защиты прав и свобод человека. Положения, выводы и предложения, представленные в диссертационном исследовании, могут найти также свое применение при разработке учебных курсов, программ и проведении занятий по теме прав и свобод человека, применения и толкования права со студентами юридических, гуманитарных вузов, на курсах повышения квалификации работников правоохранительных и правозащитных органов. Содержащиеся в диссертации выводы развивают и дополняют отдельные разделы общей теории государства и права и отраслевых юридических наук.

Апробация проведенного исследования. Основные положения, результаты и материалы настоящего исследования прошли апробацию в научной и учебно-педагогической деятельности. Результаты работы внедрены в учебный процесс Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, использовались при подготовке сборника методических материалов по курсам «Теория государства и права» (М., 2002), «Сравнительное правоведение» (М., 2003).

Диссертант вносил свои предложения в материалы семинара по вопросам обеспечения прав и свобод человека, проводившегося по плану Минюста России и принимал участие в разработке Положения о порядке доступа граждан к информационным ресурсам Министерства юстиции Российской Федерации (п.п. 1.5 и 6.10 Плана Научно-исследовательской части РПА на 2004 год).

Некоторые из предложений и рекомендаций диссертанта по вопросам реализации основных прав и свобод человека учтены и нашли применение в нормотворческой деятельности Управления юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа, а также при рассмотрении автором в качестве заместителя начальника указанного управления оперативных материалов и дел. В частности, автор принимал участие в подготовке экспертных заключений на проекты Законов Ямало-Ненецкого автономного округа «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления» от 08.05.2003 г., «О ежемесячном дополнительно материальном обеспечении граждан за особые

ю

заслуги» от 11.02.2004 г., «О компенсационных выплатах лицам из числа коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, занятых традиционной хозяйственной деятельностью» от 20.05.2004 г., «О государственной молодежной политике в Ямало-Ненецком автономном округе» от 03.06.2004 г.

Отдельные свои выводы диссертант использовал также при исполнении судебных решений в качестве старшего судебного пристава г. Салехарда.

Автором по результатам исследования опубликованы работы: «Правовое государство и основные права и свободы человека» (М., 2004); «Роль современного законодательства в построении правового государства в Российской Федерации» в сб. «Актуальные проблемы совершенствования российского законодательства на современном этапе» (М., 2004); «Правовое государство, органы юстиции и основные права и свободы человека» (М., 2004).

п

Глава 1. Характеристика взаимосвязи правового государства и основных

прав и свобод человека

§ 1. Понятие и особенности взаимосвязи правового государства и основных прав и свобод человека

Анализ показал, что в теории государства и права слабо исследована проблема понятия и особенностей взаимосвязи правового государства и основных прав и свобод человека. И это видно из анализа работ крупных ученых-правоведов. Так, Е.А. Лукашева в книге «Права человека» исследует понятие взаимосвязи правового государства и прав и свобод человека как взаимодействие прав человека и государства в широком смысле этого слова. При этом данное взаимодействие она рассматривает через характеристику основных признаков правового государства, то есть государства, в котором обеспечиваются принципы соблюдения основных прав и свобод человека, разделения властей и господства правовых законов. Одновременно справедливо отмечается, что «приоритет прав человека не снимает с государства ответственности за надлежащее исполнение своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство». Доказывается, что права человека в этом смысле играют важную роль в формировании правового государства2.

Д.А. Керимов понятие взаимосвязи правового государства и основных прав и свобод человека исследует как повседневную деятельность, фундамент, на котором зиждется и правовое государство, и сами основные права и свободы человека. При этом, говоря об особенностях этих взаимосвязей, ученый на первый план ставит свободу личности. Эта свобода рассматривается как основа правового государства. Без свободы личности нет и свободы государства, нет и самого правового государства. Личность - решающий созидатель и творец правового государства, его совершенствования и развития на пути благосостояния и прогресса»3.

1 См.: Лукашева Е.А. Права человека и правовое государство // Права человека. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 182,183-197. 3 См., напр.: Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. Т. 3. Правовое государство. М, 2003. С. 68.

12

С.С. Алексеев говорит о правах человека как категории объективного мира и рассматривает их в тесной связи с государством вообще. Понятие взаимосвязи правового государства и основных прав и свобод человека ученый трактует через их повседневные взаимные связи. Особенности последних он исследует в ходе анализа различных юридических ценностей. «Главная из таких ценностей (или новых граней понимания) — это такой социальный статус прав человека, притом прав отдельной, автономной личности, когда они находятся в одном ряду с государством как единым и верховным сувереном на данной территории, но имеют по отношению к государству в целом приоритет»4.

B.C. Нерсесянц, говоря о правах человека и государстве, характеризует права человека прежде всего в тесной связи с правом вообще, государство при этом ставится на второй план. Отмечается одновременно, что «право вообще и права человека - это не различные (по своей сути, функциям и значению) феномены, ведущие независимую друг от друга жизнь, а явления принципиально одного порядка и одного типа. Права человека (в тех или иных формах и объемах их бытия и выражения) - это необходимый... компонент всякого права, определенный (а именно субъективно-человеческий) аспект выражения сущности права»5.

Становится очевидным, что теоретики государства и права в известной степени по-разному подходят к анализу понятия и особенностей, характеризующих взаимосвязи правового государства и основных прав и свобод человека. Так, Е.А. Лукашева в понятие указанных взаимосвязей вкладывает взаимодействие государства и основных прав и свобод человека. Особенности рассматриваемого взаимодействия при этом трактуются через исследование признаков правового государства. Д.А. Керимов понятие вышеназванных взаимосвязей сводит к повседневной деятельности правового государства и к праву, к правовому фундаменту, на котором зиждутся основные права человека. Особенности рассматриваемых взаимосвязей ученый видит в соблюдении правовым государством свобод личности. У С.С. Алексеева

4 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: НОРМА, 2001. С. 660.

13

взаимосвязи правового государства и основных прав и свобод человека и гражданина — это их реальные практические связи. Особенности последних ученый объясняет через анализ различных юридических ценностей при соблюдении прав человека. B.C. Нерсесянц говорит о взаимосвязях прав человека с правом, государство здесь отодвигается на второй план. И взаимосвязи в этом смысле — это разные взаимодействия по функциям, значению и др., особенности которых сводятся к их реализации в ходе правоприменения.

Отсюда естественно встает вопрос: что же следует понимать под взаимосвязями правового государства и основных прав и свобод человека и гражданина и в чем состоят особенности этих взаимосвязей?

На наш взгляд, взаимосвязи правового государства и основных прав и свобод человека и гражданина - объективные, вызванные реальной потребностью жизни правового государства взаимные связи и действия, направленные на установление, соблюдение и охрану основных прав и свобод человека и гражданина в демократическом гражданском обществе. При этом особенности этих взаимных связей и действий состоят в том, что они исходят из следующего: 1) основные права и свободы человека непосредственно связаны с государством гражданского общества; 2) это государство является гарантом установления и соблюдения указанных основных прав и свобод; 3) и государство, будучи компонентом гражданского демократического общества, разрешает конфликты (через суд, Уполномоченного по правам человека, депутатов и др.), возникающие при реализации указанных прав и свобод, а также «находит согласие, гармонизирует отношения между гражданами, между ними и общественными формированиями, а также между ними и самим государством»6.

Однако характеристика понятия и особенностей взаимосвязей правового государства и основных прав и свобод человека будет, на наш взгляд, неполной, если не рассмотреть исследуемые взаимосвязи в свете сущности демократического гражданского общества вообще и признаков правового

5 См.: Нерсесянц B.C. Права человека в истории политико-правовой мысли // Права человека. М: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 36.

14

государства в частности (как неотъемлемой части гражданского общества). Поэтому остановимся на сущности демократического гражданского общества, правового государства и их взаимосвязях с основными правами и свободами человека.

Сказанное позволяет нам по-новому осветить саму идею правового государства в связи с исследуемой проблемой. Исходя из изложенного, правовое государство - это прежде всего государство демократическое. Сохраняя основные признаки государства, оно является государством гуманным, отвергающим жесткие, деспотические методы воздействия на общество. Права и свободы человека в таком государстве получают подлинное признание и законодательное закрепление. Правовое государство — это государство больших позитивных возможностей по отношению к гражданскому обществу и каждому человеку; в нем не на словах, а на деле реализуется принцип: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех. Права и свободы граждан в правовом государстве рассматриваются как фундамент построения взаимоотношений человека и власти, основной целью которой является обеспечение прав и свобод, создание необходимых условий для их полноценной реализации.

Поскольку государство и право связаны между собой неразрывно, а их раздельное существование объективно невозможно, то в цивилизованном гражданском обществе государство не может быть неправовым, т.е. недемократическим, не основанным на верховенстве права, не обеспечивающим права и свободы человека и т.д. В противном случае это государство являлось бы нелегитимным, органы власти в нем формировались бы без учета мнения общества, без разносторонних демократических процедур, государственная власть обеспечивала бы интересы какой-либо одной части общества (класса, группы, слоя) и т.д.

Относить то или иное государство к числу правовых позволяет наличие ряда неотъемлемых качественных признаков. Прежде всего следует назвать господство права Этот признак конкретизируется прежде всего верховенством закона, т.е. все важнейшие отношения в обществе должны регулироваться

6 См.: Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства. Т. 3. Правовое государство. М., 2003. С. 71-72.

15

законами, а не другими правовыми актами. Закон должен быть основным юридическим документом, ему должны соответствовать действия органов власти, ему не должен противоречить ни один правовой акт, издаваемый уполномоченными на то субъектами правотворчества. Верховенство закона означает его безусловную исполняемость всеми ветвями власти. Одновременно это означает и равенство всех людей, граждан перед законом, о чем прямо сказано в ст. 19 Конституции РФ.

Равенство всех перед законом означает, что государство обязано гарантировать это равенство всеми имеющимися у него средствами.

На верховенстве закона зиждется принцип законности, являющийся одним из основных в деятельности всех органов власти и выраженный в требовании точного и безусловного исполнения законов и подзаконных актов.

Господство права, верховенство закона означают, что вся жизнь гражданского общества, вся система отношений, деятельность органов власти, должностных лиц должны быть основаны на правовых началах, что сам закон должен быть правовым, т.е. принят легитимными органами власти, соответствовать международным стандартам в области прав человека, исходящим из приоритета естественных прав и свобод человека, не противоречащим конституционным положениям и т.д.

Конституция РФ прямо предписывает всем законодательным органам, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55). Таким образом Основной закон страны определяет приоритет основного закона, устанавливает его верховенство в системе законодательных актов и во всем правовом пространстве государства. Положение, подобное установленному в ч. 2 ст. 55 Конституции, может быть возможным только тогда, когда задача построения правового государства считается безусловной. Трудно себе представить иное, например, закрепление положения, согласно которому органы государства получили бы право издавать законы, умаляющие права и свободы человека, исходя из

16

соображений целесообразности, необходимости и т.п. При такой записи должен быть снят и вопрос о правовом государстве.

Основной закон (ст. 56) предусматривает возможность ограничения лишь некоторых прав, лишь в определенных условиях (чрезвычайное положение) и в качестве временной меры. Этим самым подчеркивается всеобщий, базовый принцип действия конституционных положений.

Верховенство закона означает, что все важнейшие экономические, политические, социальные, культурные отношения должны строиться на основе закона, соответствовать ему, находиться в сфере закона, а не вне ее. Иными словами, верховенство закона означает не только его «господство» в системе нормативных актов, но и то, что в обществе и государстве закон должен представлять собой наивысшую правовую ценность.

Следующий важный признак правового государства в свете исследуемой проблематики - это взаимная ответственность государства, человека и гражданина Говоря о правовом государстве как о государстве демократическом, отвергающем жесткие методы власти, соблюдающем и гарантирующем права и свободы человека, нельзя не сказать, что в нем действует принцип взаимной ответственности человека, гражданина и государства, т.е. принцип, согласно которому не только граждане ответственны перед государством, но и государство несет ответственность перед гражданами.

Взаимная ответственность государства и граждан означает, что государство определяет и допускает меру свободы граждан и меру своей ответственности перед ними, меру и пределы своего вмешательства в жизнь граждан, а также устанавливает пределы автономии граждан в отношениях с другими субъектами правового регулирования. В конечном счете оно определяет границы личной автономии своих граждан. Основным юридическим средством при этом выступают права и обязанности как государства, так и граждан. Именно посредством предоставленных прав гражданам и возложенных на себя обязанностей между государством и гражданами устанавливаются правовые отношения, в пределах » которых одна сторона правомочна настолько, насколько обязана другая. Государство

17

Список литературы
Комментрии

Источник: http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/45541...


Так же по теме

Рецепт куриной печени в сливках
Рецепты из шампиньонов дома
Рецепт колбаса в тесте
Ваше имя:
Комментарий: